Карта: карта показывает скромную женщину-домового, одетую в
коричневый передник, подметающую дом метлой.
Фэйри: Брауни
– фэйри-отшельники, найденные в южной Шотландии и северных округах Англии. Они
прикрепляются к отдельным домам или семьям, и в то время как люди спят, они
работают по всему дому или ферме, чистя, убирая, или помогая в пивоварении.
Когда петух кукарекает, домовой знает,
что пришло время ложиться спать. Единственная награда, которую они просят -
чаша сливок или свежего молока.
Брауни очень хорошо
прячутся и могут заставить себя исчезнуть по желанию, но те, кто их видел,
описывают их как маленьких, с косматыми волосами, и уродливых с плоскими лицами.
Они являются часто в потрепанном виде, но оскорбляются, когда им дарят одежду и
быстро исчезают навсегда, если им преподнести новый костюм; так что, если у Вас
есть, услужливая фэйри дома, не пытайтесь ее вознаградить таким способом.
У Брауни есть вредная
сторона, они любят разыгрывать людей, например, грохотать каминными
принадлежностями, бить посуду, прятать вещи, или создавать беспорядок. Они
легко обижаются, и если с ними плохо обращаться, они превращаются в
разрушительных гоблинов.
Вера в духа дома является
древней. Существует давняя традиция оставлять подарки такому духу перед входом
в жилье, предлагали ему хлеб и соль. В древнем Риме, этот дух называли Домовой
Лар и делались ежедневные подношения продовольствия и ежемесячные подарки
гирлянд, все это размещалось в центре дома. Лар защищал
дом и его богатство. Его присутствие ощущалось во время важных семейных событий типа дней
рождения, свадеб, рождений, и смертных случаев.
Хотя некоторые
Викторианские авторы утверждали, что понятие домашнего духа, возможно,
распространилось с Римской империей, есть достаточно свидетельств, что вера в
такой дух прослеживается независимо от мест, и так далеко друг от друга как
Китай, Западная Европа, и Южная Америка. Сегодня, оно вообще уменьшается до
понятия хорошей или плохой атмосферы в доме.
Пророческое значение:
Когда Брауни появляется в ваших картах, она говорит Вам, что удовлетворение и
осуществление придут из вашего дома и семьи. Они - ваша безопасность, важная
основа, на которой Вы строите остальную часть вашей жизни, и убежище от
превратностей мира, к которому Вы возвращаетесь. Здесь находится истинное
счастье. Могут быть семейные праздники и празднования невдалеке, возможно
воссоединение.
Перевернутое
значение: Когда Брауни окажется перевернутой в ваших картах, Вы
будете ценить и восхищаться теми, кто за пределами вашего дома и семьи. Ваши
усилия и таланты будут вознаграждены.
Работа с Домовой:
Чтобы привлечь и почитать Брауни, сделайте алтарь в маленькой нише в стене или
на полке камина, так как это – традиционное место поклонения духа дома. Место с
этим образом, которое олицетворяет дух, или кое-что, что Вы связываете со
святостью и домашней работой. Регулярно помещайте подношения в виде цветов на
алтарь, особенно при семейных сборищах и
по случаю. Расскажите фэйри все семейные новости. Никогда не требуйте, и
размещайте подарки на алтарь вместо того, чтобы говорить "спасибо, "
которое домовые не любят.
(c)Anna Franklin "Guide to the Fairy Ring"
(c)Перевод Татьяна Яковлева
Дополнение:
Брауни (англ. Brownie) — это самые ближайшие родственники домовых, небольшие
человечки, ростом до трех футов, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечесаными волосами и ярко-голубыми
глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Кожа у них
преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они
обитают и от того, чем они питаются [источник?]. Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели слуги.
Брауни живут на улице, сами по себе, или в норах, которые
расположены недалеко от людского жилья. Брауни — групповые существа, поэтому обитают небольшими
племенами, занимая большую территорию для себя — до 5-ти километров в радиусе. Обитают брауни в Великобритании, Франции и Германии. Чаще всего
считается, что брауни относятся к духам-одиночкам, и среди них нет женщин.
Однако брауни Горной Шотландии иногда собираются в небольшие группы, и среди
них изредка попадаются женщины. Например, Мег Мулах, то есть Волосатая Мег. Она
была привязана к семейству Грантов из Туллокгорма, оплакивала смерть членов
этой семьи, как баньши, исполняла обязанности брауни, подсказывала главе семьи
ходы, когда он играл в шахматы.
Брауни проявляют активность в ночное время суток, а днём
просто не появляются рядом с людьми, они занимаются «семейными» делами:
собирают дикие плоды в лесах, подбирают зёрна с людских полей, пока хозяев нет
поблизости. Но Брауни — честный народ, они всегда знают меру и всегда
отработают за лишнее зёрнышко и украденный стакан коровьего молока.
Брауни могут стать домашними. Сначала они ведут
наблюдение за всеми семействами в зоне своего обитания, выбирая тех, кто
«соответствуют их моральным стандартам».
Пока люди отдыхают, брауни занимаются всевозможной
хозяйственной деятельностью: ткут, готовят, прибираются, моют, занимаются
людскими орудиями труда, следя за их исправностью, стерегут кур от лисиц, а
также от воров. В ответ брауни ожидает благодарности в виде крынки сливок или
парного молока и специально испеченной сдобной лепешки. Однако хозяйка никогда
не предлагала брауни лакомство, а только оставляла его там, где он легко сможет
его найти: любая попытка заплатить брауни за его труды оканчивалась его уходом
из дома.
Если им предложить в подарок новую одежду, то они
обидятся и покинут дом. «Бездомный» брауни может напасть, заманить в болото или
чащобу. Для защиты нужно закрыть глаза и помолиться. Даже самый добродушный
брауни боится христианских символов.
Еще брауни могут помогать писателям, даря им сны, сюжет
которых может послужить сюжетом книги: так, например, было написано
произведение Роберта Льюис Стивенсона «Странная история доктора Джекиля и
мистера Хайда», идею которого ему подарили брауни.
Сами брауни тоже нередко попадают в рассказы, они часто
встречаются в сказках братьев Гримм,
в книге Крэга Шоу Гардена «Сговор монстров», в произведении
Кокуриной Екатерины «История небес».
Брауни знают каждый укромный уголок и каждую трещинку в
области, где они живут, и таким образом они превосходные проводники. Если
спрашивается вежливо, имеется 50 % шанс, что брауни согласится действовать
как проводник.
Обычно,
брауни стараются не прибегать к физической силе, а лишь сообщать различными
способами своим хозяевам о возможном враге. Только если угроза нормальной жизни
велика, брауни могут применить силу, либо воспользоваться магией и призвать на
помощь ближайших лесных соседей: эльфов,
фей и пикси,
а потом общими усилиями наказать злых незнакомцев. Брауни могут воспользоваться
«заклинаниями удачи и неудачи», «замешательства» и «зеркального отражения»,
причём последнее создаст в глазах противника «растроение» личности [источник?]. Но бывают случаи, когда
незваных гостей слишком много и они очень сильные. В этой ситуации Брауни либо
становятся невидимыми и бегут в лес за помощью эльфов, либо начинается процесс
превращения брауни в боггарта. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B8
Лары · божества - покровители коллективов и их земель. Чаще
почитались как недифференцированное целое отдельными фамилиями, соседскими
общинами, гражданской общиной. Римляне выводили культ лар из культа мертвых
(Serv. Verg. Aen. V 64; VI 152). Фамильные лары были связаны с домашним очагом,
семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им в усадьбе. К ним
обращались за помощью в связи с родами, обрядом инициации, бракосочетанием,
смертью. Считалось, что они следят за соблюдением традиционных норм во
взаимоотношениях членов фамилии, наказывают нарушителей, в частности господ,
слишком жестоких к рабам. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага
или алтаря лар и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно
обслуживавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа лар.
Как покровителей соседской общины и добрососедских отношений лар почитали на
перекрестках (compita, компитальные лары), где сооружались святилища с числом
отверстий, равным числу примыкавших к перекрестку усадеб. Здесь главами семей
развешивались куклы и шерстяные шары, изображавшие соответственно свободных
членов семьи и рабов. Возможно, этот ритуал восходит к практике человеческих
жертвоприношений ларам как хтоническим божествам, отсюда их неясная связь с
хтонической Ларентой-Ларундой, Манией (см. Маны) и иногда отождествлявшейся с
ней матерью лары, получавшей в виде жертвы бобовую кашу. Праздник компиталий
сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за
призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила
монету домашним лары и компи-тальным лары Компиталий, в которых участвовали и
рабы, и свободные, были наиболее демократичным римским праздником,
связывавшимся с "царем-народолюбцем", сыном рабыни и ла-ра - Сервием
Туллием. Обслуживали культ компитальных лары коллегии плебеев и рабов. Август в
12 до н.э. реформировал культ лары, образовав его коллегии из рабов,
отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и других городов, и соединил с
культом своего гения. Однако в домах и имениях лары продолжали почитаться
коллегиями рабов и отпущенников вплоть до полного падения язычества.
Изображались фамильные и соседские лары в виде двух юношей в собачьих шкурах и
с собакой (как бдительные хранители) . Своих лар имела и римская гражданская
община в целом. К ним как хранителям и защитникам наряду с Марсом обращалась
коллегия жрецов - арвальских братьев, при ритуальном очистительном обходе
территории города. Греки отождествляли лар с героями, культ которых, возможно,
ранее существовал в Риме. В пользу такого предположения говорят: надпись 4 в.
до н.э., посвященная "лару Энею" (то есть герою Энею);
толкование лары как индигетов, как живущих в рощах душ предков, добродетельных,
могучих мужей, ставших богами (Serv. Verg. Aen I 441; III 169; III 302; VI
378). В провинциях лары отождествлялись с божествами родоплеменных и сельских
общин. Некоторые современные исследователи связывают лар с предками, другие
считают их духами растительности и земельных участков. http://greekroman.ru/rome/lars.htm