Описываемые в этой книге карты, являясь, по нашему мнению, восстановленной “Книгой Тота”, выражают в себе и принцип жизни Вселенной – Старшие Арканы, и земной жизни людей – Младшие Арканы. Однако ряд современных авторов, например, Хасбрук, рассматривают Младше Арканы иначе, в качестве деканов для зодиакальных знаков. Правомерно ли это? Более того, если описанное нами Тело Великого Человека, т.е. планеты солнечной системы и знаки зодиака, - источник земной жизни, то возникает еще один вопрос, а именно, не имеет ли нисходящие от них и определяющие наше бытие светоносные колебания продолжение в звуковом ряде? Ведь древняя “Книга Тота” была хранилищем заклинаний. Благодаря умению составлять, а также использовать подобные заклинания, люди могли общаться с Космосом, влиять на события в “высших сферах”, а значит, производить изменения в “низших”. Поставленные так вопросы побуждают нас написать дополнительную и последнюю главу книги, где можно было бы найти ответы на них.
Согласно учению Гермеса, деканы первичны. Предание гласит, что исходящие от них Свет, Слово проявили себя как очередное пространство, в котором они смогли воплотиться. Воплощение - это образы зодиакальных созвездий. Их лики сложились в единую структуру, в Великое Тело Космического Человека. Теперь, мы полагаем, ясно, что Оно обитает в круге деканов, питаясь их Светом. Подобием же Человека Небесного является земной, известна ведь нам аксиома Гермеса: “то, что вверху подобно тому, что в низу”. Но если, средой для существования обычного, земного человека являются природа, точнее ее стихии, и общество, то их и следует расценивать в качестве земного аналога первичных для нашего мира звездных деканов, хотя на более низком уровне нисхождения Слова, что, кстати, полностью соответствует гадательной практике. Поэтому считается, что Младшие Арканы выражают в своей символике заключенные в человеке природные стихии или их сочетание с основными событиями его общественной жизни.
Понимание Младших Арканов может быть двойственно: с одной стороны, они выражают древнейшие основы нашей Вселенной, а с другой, основы жизни людей. Навсегда решить проблему такой двойственности способна только оригинальная символика карт. Мы полагаем, она должна сочетать и образы древнейших богов, и стихии земли. Подобное синтетическое сочетание можно найти в преданиях о духах земли: сильфах, саламандрах, ундинах и гномах. Они земное олицетворение космических прототипов - деканов, а потому они могут представлять масти карт: гномы – динарии, ундины – кубки, саламандры – жезлы, а сильфы - мечи. Такая символика Таро объединяет в нашем сознании “высшее” с “низшим”, значит, является магической. Оказывается, что работающий с картами человек – Маг. Таро же – его инструмент. И далее мы будем говорить уже о “Магическом Таро” или о магии карт.
Магия нам позволяет узнавать и творить Судьбу. Но, если процесс такого познания связан с ориентацией гадающего на астрологические символы, изображения и вариации ключевых значений карт, то судьбоносное творчество зависит от его магического умения воплотить их значения в собственной или чужой жизни. Для этого необходим контакт с определяющими события на земле ликами Вселенной, частями Великого Тела, умение настроится на ту или иную часть, изменить собственное сознание. Такому изменению сознания способствуют не только изображения карт, но и дополнительные символы, определенные звуки. Благодаря им происходит искомый контакт с нужным космическим ликом, нисхождение его в нашу жизнь. Облегчить данный магический процесс позволяют приписываемые нами Старшим Арканам сигиллы для медитаций мага-гадателя, т.е. печати, космических духов, и выражающие звучание сих печатей буквы латинского алфавита*. Они сопричастны множественной целостности или ликам Космоса, хотя изначален лишь Хаос. Поговорим немного о Хаосе.
Ввиду своей неопределенности, отсутствие какого-либо порядка не постигается нами объективно, допустим, как вещь, а потому оно может расцениваться лишь субъективным фактором нашего восприятия. Итак, Хаос человек способен воспринимать только как причастное самому себе, как основу целостности собственной натуры, лежащую намного ниже, да и глубже психологического бессознательного его личности. Что, впрочем, неудивительно, ведь Хаос – это основа всех вещей. Работая на уровне такого, можно сказать фундаментального, “пласта” мироздания, маг получает ограниченные своим мастерством возможности к материализации вещей или желаемых событий жизни, он оказывается способен постигать тонкие причины их появления, предсказывать Судьбу. Однако для этого ему следует приблизиться к Хаосу. Чтобы сделать это существует правило: работая с картами он должен не-думать. Если Вы пожелаете обрести навыки высококвалифицированного гадателя или мага, потренируйтесь в этом занятии, хотя бы тридцать минут.
Чтобы лучше понять значимость отмеченной тренировки сознания растворяться и принимать статус ничтойности, знайте, мелькнувшая на этом уровне мысль способна внести в Океан возмущение - новую волну, а значит, рождать порядок. Если рассмотреть волну в аспекте эзотерической мысли, она будет подобна Молнии или Свету (в Таро она олицетворена пустой картой). Несложно понять, что волна, как светоносный всплеск Океана, является некой формой - определенно чем-то иным по отношению к безличному Хаосу. Следовательно, выраженный импульс мысли того человека, кто занимается магией в нашей традиции, разграничивая Хаос, организует Его. Сложно сказать откуда взялся самый первый Импульс, который организовал Вселенную, Космос. Однако нам кажется вполне убедительной традиционно-оккультная мысль, что это упорядочение началось с последовательного проявления друг из друга простейших первоэлементов: воздуха, огня, воды и земли. Наличие четырех таковых в безбрежном Океане Великого стало как бы первым порядком - пространством, где, проявив себя, растворился начальный Импульс. Поэтому в символической традиции, идущей еще от древних философов, считается, что в основе всего мира находится устойчивый квадрат. Его стороны составляют четыре первоэлемента. Заполняя пространство этого умозрительного квадрата, то есть материализуясь, элементы перемешались и со временем их насыщенность стала светом звезд – 36 деканов. Исходящий от круга деканов свет стал новым Импульсом в Безбрежном Хаосе, который, умирая, растворяясь, сотворил тем самым новое пространство, находящиеся в нем зодиакальные созвездия. Таким образом, мы приходим к пониманию символического факта: в основе мира находится квадрат, проявляющий себя в виде пространственной определенности – круга, но эта окружность вновь рождает первоосновы. Отсюда появляется замкнутая, бесконечно воспроизводящая сама себя система, возникшая в пределах одного Импульса - Слова. Мы полагаем, что только маг способен постигнуть Его, внести возмущения в круги, “расходящиеся по воде”.
Символ с двумя квадратами и вписанным в них кругом относится к таким картам как Тузы. Но вот на основных изображениях этих карт можно и увидеть руку, выходящую из облака, которое олицетворяет первичную неопределенность, ничтойность, Хаос. Рука – это создатель нисходящего к нам пространства, привносящий в него свойственный той или иной масти элемент. Когда Вы работаете с выражающими эти масти Младшими Арканами, чтобы призвать истечение конкретного космического элемента или его стихийный аналог на Земле в нужную ситуацию, можно воспользоваться картой Туза. Просто положите ее рядом с раскладом, если она не выпала в нем, и прибегните к практике не-думания, созерцая несколько минут квадраты и вписанную в них окружность. Затем перестаньте созерцать, но продолжайте не-думание, позволяя символу карты погрузиться в глубины своего бессознательного и, благополучно миновав их, приблизиться, наконец, ко всеобщему Хаосу. Не контролируйте этот процесс, он должен протекать спонтанно и независимо. Тогда, в нужный момент посеянное Вами зерно принесет свои всходы.
Подобным образом можно работать и с символами, и с сигиллами. Иное дело, звуковой ряд Старших Арканов. Однако, чтобы воспользоваться таковым, необходимо будет вначале обратиться к сигиллам, то есть помедитировать над печатями описанным выше способом. Откуда взялись сигиллы? Сложилось так, что многим картам Таро приписываются планеты и знаки зодиака. Их связь со звуковым и буквенным рядом, с единым человеческим праязыком мы описали в “Звездах и ритуале”. Основываясь лишь на выводах книги скажем, что речь наших предков складывалась как отражение на материальном плане тончайших вибраций от движений планет, неясных колебаний зодиакальных созвездий. Возьмем, например, звук S. В нем слышится шипение змеи – огромной обитательницы темных подземелий, которая, согласно различным древним преданиям, проглатывала Солнце. День короток, когда светило находится в созвездии Козерога. Поэтому созвездие это и есть змея, противостоящая светлому началу, борющаяся с ним - Дьявол. Представленная подобным образом символика позволяет нам полагать, что на именно карте Дьявола должны быть начертаны буква S и знак Козерога.
Конечно, знак не является многогранным эзотерическим символом – представителем лика Вселенной. Космологический символ, позволяя нам настроиться на контакт с этим ликом, включает в себя не только выражающий его действие звук, воспроизведение которого роднит нас с ним, но визуальное изображение нисходящего действия, “печать духа”. Эти печати, сигиллы известного знатока космических звуков Джона Ди мы также приписываем магическим картам. Попробуйте над ними помедитировать. Лишь после медитации можно произнести имеющееся на Старших и фигурных картах Младших Арканов звучание букв, причем, тщательно подбирая для них тембр и интонацию голоса. Ориентируйтесь в этом на астрологические значения Таро. Допустим, “Колесу Фортуны” в нашей системе отсчета соответствуют буква О и планета Юпитер, поэтому произношение О должно быть неторопливым, раскатистым, напоминающим движение Юпитера по небесному своду. Вы – микрокосм, настройтесь на нужную волну!
Обычно ваши расклады состоят из нескольких гадательных табличек: произносите соответствующие картам звуки в том порядке, в котором Вы совершали расклад, либо наоборот, если хотите отдалить получившиеся при гадании события. Если вы гадаете на полной колоде Таро, то при произношении звуков расклада пропускайте карты Младших Арканов, к которым не указаны буквы, например, тузы. Символика тузов была описана выше, поэтому мы перейдем к рассмотрению оставшихся карт. Начнем же это рассмотрение со Старших Арканов, и в первую очередь тех, которые имеют определенное звучание, однако не всегда имеют сигиллы. Это – лишь три карты: Шут, Мир и Звезда.
Звезда
Являет собой второе пространство, созданное в Хаосе светом деканов. Их Свет создает напряженность этого пространства – невидимую Звезду. Она и есть та флюидальная определенность, которая рождает материю, зодиакальные знаки.
Изображение: Вечно молодая женщина то проявляется, то исчезает на небосводе. Этим образом подчеркивается, что она, непроявленная, есть вместилище окружающих ее планет и созвездий, а проявленная, то есть Звезда, - рождающий их, поддерживающий их существование Импульс.
Символика: Пространственный статус карты подчеркивает изображенный в углу круг. В него вписаны два пересекающихся квадрата, указывающие, что символически изображено второе пространство. Познать первое, вмещающее в себя деканы, нам представляется возможность только по аналогии со вторым. Впрочем, в любом случае есть закономерность: пространство превосходит все, что вмещает в себя или творит в себе. Жизнедательное превосходство нашего второго пространства в космическом языке выражается буквой N. А его непроявленное наличие настолько превосходит организационный момент солнечной системы и зодиакальных созвездий, что угрожает их самостоятельному существованию. Вот почему имя второго пространства NUT – богиня, убивающая разум Вселенной. Проявленное же, оно жизнедательно, а потому имеет сигиллу, соответствующую простой букве N.
Мир
Данная карта олицетворяет проявленный во втором пространстве Импульс, ставший теперь формой зодиакальных созвездий. По образу сей формы создался далее и земной человек.
Изображение: Двуполый андрогин – прообраз мужчины и женщины, человека земного - стоит на яйце. Он также вписан в яйцо, символизирующее сияние зодиакальных созвездий. Его окружают олицетворения первоэлементов (звери, птицы и боги), что, родившись из второго пространства, уплотнившись в нем, определили появление созвездий зодиака. Итак, сияние этих созвездий и есть упомянутый андрогин.
Символика: Равносторонний треугольник, вписанный в квадрат, показывает, что мы имеем дело только с одной из трех пространственных определенностей, точнее, второй. Подобная определенность включает в себя не только знаки зодиака, но и возникшие от них планеты нашей солнечной системы. Поэтому буквы, приписываемые карте, являются буквами последнего зодиакального созвездия (Овна) и первой планеты (Луны) – Т и Е.
Шут
Карта вибраций - Света. Именно Свет исходит от зодиакальных созвездий и творит планеты нашей солнечной системы. Однако, планеты также излучают вибрации, которые противостоят своему Источнику. Поэтому карта противоречива, показывая “изломы” на границе второго и третьего пространств.
Изображение: В третьем пространстве есть не только планеты, но и наш, земной мир. Он изображен на карте в виде животных, гор, темнеющего к вечеру неба. В него вклинивается второе пространство, образуя космический “излом”, ставший фигурой Шута. Шуту родственен и наш мир, и другой. Он расщеплен, множественен, как и видимые в нем пучки Света.
Символика: Равносторонний треугольник, вписанный в квадрат, показывает, что наша точка отсчета в видении мира – только одна из трех пространственных определенностей. Она сложилась благодаря светоносным вибрациям во втором пространстве, которые, если переложить на звуковой ряд, будут звучать как АОМ. Эти три буквы символизируют начало, расширение и конец, зарождение и пространственный переход, противостояние самому себе Света.
Лики второго пространства
Луна
Изображение: Темной и мглистой ночью завывает белый волчонок. Его вой выплескивает из него, изливает избыточное влияние Луны на существа, населившие Землю. Избыток сей – тайная, покрытая мраком сила. Но человек может овладеть этой силой, шагнув за врата определенности мира, в сторону тьмы, олицетворенной в нашем повествовании планетой Нептун.
Символика: Планеты Луна и Нептун, выраженная в карте смысловая неопределенность, качество стихии воды, - все это наводит на мысль и о созвездии (знаке) Рыб. Такому созвездию соответствует буква P, а также присущая букве сигилла.
Умеренность
Изображение: Принадлежащие неизвестному руки держат песочные часы. Подобно песчинкам, в часах этих пересыпаются люди, события, факты – суета мира. Они находятся в замкнутом объеме, а потому их разнообразные сочетания между собой повторяются вечность. Но сделать так, чтобы сейчас возникло нужное сочетание, т.е. ускорить или, наоборот, замедлить ход времени может лишь маг.
Символика: Все течет, все изменяется в мире, но, одновременно, все вечно. Такие, перманентно повторяющиеся изменения, что кажутся обладающему скоротечной жизнью человеку революционными, присущи созвездию Водолея. Ему соответствует буква К и родственная букве сигилла.
Дьявол
Изображение: На фоне цветного витража, изображающего адские пытки, сидит жабообразный Дьявол. В руках он держит мужчину и женщину, которые напоминают нам кукол. Он олицетворяет объективность нашего восприятия мира, а также земную материю, рождающую и поглощающую со временем человека.
Символика: Материализация сказывается как крайняя индивидуализация, отчужденность существ. Но отчужденность преодолевается сексуальностью. Чем древнее, дольше живет на Земле живое существо, тем более оно сексуально. Поэтому изображенного на карте Дьявола обвивают самые сексуальные животные Земли – змеи. Сексуальность и отчужденность, как противоречивую земность вообще, символизирует на небесном своде созвездие Козерога. Ему соответствует сигилла и буква S.
Суд
Изображение: Трубят ангелы, возвещая завыванием своих труб очередное рождение “человека”. Раздвигается поверхность земли и, глядя на это “недоразумение”, небеса нахмурились свинцовыми тучами. Встают из обветшалых гробов и плотью обрастают люди, почти сразу берясь за привычную им всегда работу.
Символика: Момент единения неба и земли существует для того, чтобы люди могли вариативно повторять один и тот же жизненный путь. Но человек способен освободиться от вечности, воспользовавшись своим звериным началом. Такое единение человеческого и животного олицетворено на небе созвездием стрельца. Этому созвездию сопоставляются нами магическая сигилла и буква D.
Повешенный
Изображение: Вниз головой раскинув руки висит человек. Одет он, подобно христианскому пророку, в одну только набедренную повязку. Его ногу обвивает змея, олицетворяющая процесс глубинной трансформации субъективности. Фигура этого повешенного отбрасывает тень, в виде перевернутого креста.
Символика: Фигура и тень выражают противоречие двух миров: физического и астрального. В физическом живет часть, в астральном – целое. Вот почему сложно понять людям, в чем состоит война создавших их различно богов. Подобную войну символизирует созвездие скорпиона, магическую же суть этого созвездия выражает на карте Повешенного печать его духа – сигилла, а звуковую вибрацию - буква B.
Справедливость
Изображение: Восточного типа женщина держит весы. На чашах весов сидят два человека. Один из них олицетворяет наши желания, второй – возможности. Пропорциональное сочетание таковых в астральном мире и следующее из этого рождение в материальном символизируют и две окружности, образующие восьмерку за спиной женщины.
Символика: Символу женщины, выражающему принцип гармоничного сочетания, желаний и возможностей человека, соответствует на небесном своде созвездие Весов. Знак этого созвездия, присущая ему буква G и сигилла изображены на карте.
Отшельник
Изображение: Среди песков пустыни отчетливо виден медитирующий монах. Он, находясь в глубокой медитации, не заметил того, как превратился в мумию. Однако в сей мумии теплится свет. Это фонарь вечно живого отшельника, который символизирует игру света с материей.
Символика: Вечно переходящую в этой игре и вновь обретаемую девственность символизирует на небесном своде созвездие Девы. Ему соответствует буква Z и соответствующая букве сигилла.
Сила
Изображение: На темном фоне звездного неба женщина играет со львом. Их полупрозрачные фигуры подчеркивают неземность, иное измерение происходящей игры. Лев выражает огненную силу наших животных инстинктов, одновременно, он является и образом знойного Солнца. Итак, женщина играет с Солнцем. Она пробуждает наши инстинкты, является Силой.
Символика: Подобная, т.е. солнечная, насыщенность карты указывает нам на созвездие Льва. Созвездию этому присущ двухбуквенный звук TH. Он, искрометный, и симметричное изображение сигиллы данной карты выражают в себе обоих персонажей рисунка.
Колесница
Изображение: Божество с головой петуха и человеческим телом в одной руке держит шит, а в другой – плеть. Его ноги оканчиваются змеями. Божество Абраксас стоит на колеснице, которая символизирует его динамичность, быстроту реакции, продвижение к цели.
Символика: Выраженные на небесном своде стремление к самодостаточности, надежда лишь на себя самого олицетворены созвездием Рака. Причем, панцирь этого существа является и прототипом Плеромы, где заключен Абраксас. Рак – это его существо. Созвездию Рака соответствует звук PH и сигилла магического алфавита.
Влюбленные
Изображение: Мужчина и женщина стоят возле древа. В руках они держат свечи. Женщина держит черную свечу, олицетворяющую отраженное сияние материи – матери всего сущего, мужчина же – белую, как чистый оплодотворяющий и познающий материю свет. На древе сидит орел. Внизу древа расположился лев.
Символика: Через иное возможно познать самого себя. Материя, как иное, и отражение, и близнец человека. Поэтому мудрый не отличает себя от иного – все является гармоничным продолжением его самого. Двоякое отражение одного и того же представлено на небесном своде созвездием Близнецов. На карте можно увидеть знак данного созвездия, его звук, выраженный буквами KH и симметричную, сливающуюся лишь в основании сигиллу.
Иерофант
Изображение: Первосвященник восседает на троне. Его голову украшает нимб, который олицетворяет возвышенность персонажа карты. Одна рука нашего первосвященника держит украшенный резьбой жезл, другая же рука поднята вверх в благословляющем жесте. Так, он благословляет подвластную ему часть второго пространства принять генерируемые им идеи.
Символика: Слово его есть соблазн. Именно он соблазнил Кострому и Купалу, Адама и Еву. Поэтому он – это Змей Искуситель, буква которого S. Но к S, реализовавшемуся в пространстве, добавляется уже материя – H. Эти две буквы и магическая сигилла “творческой ненависти” Иеговы присущи созвездию Тельца. Условный знак данного созвездия и должен присутствовать в магических картах.
Император
Изображение: В роскошном головном уборе и красных одеждах сидит царственный Император. Вдали, за его фигурой видны необозримые просторы. На них он властен. В руке у него атрибут самодержавца. У ног отдыхает ягненок.
Символика: Ягненок олицетворяет тех, кто находится под защитой Императора. Но защита эта эфемерна, ибо об овцах заботятся любые императоры или пастухи лишь постольку, поскольку им нужны мясо или шерсть. Одежды Императора символизируют его причастность к стихии огня. Он – Огненный Разум Вселенной, который традиционно принято соотносить с созвездием Овна. Созвездию этому приписывается сигилла, олицетворяющая “след когтя Дьявола”, и буква T. Такая буква напоминает своим видам рога. Итак, о чем же идет речь, о самостоятельном, упрямом Овне или о нуждающемся в защите ягненке? – вот основная символическая дилемма карты.
Жрица
Изображение: Ведунья, чье чело украшает серп молодой луны, держит в руке цветок. Он символизирует нужную магу тонкость восприятия и чувств. В другой руке она держит книгу, олицетворяющую собой любое начальное знание, предваряющее действие. Жрица стоит между колонами: черной и белой.
Символика: Колоны выражают переменчивую пульсацию лунной силы, а потому этой карте приписывается планета Луна, соответствующая ей буква Е и сигилла.
Маг
Изображение: Древний маг стоит опираясь на светящийся жезл. Свет жезла олицетворяет ясность его мышления. Поэтому прототипом для исполнения карты художник взял античное изображение Пифагора. Рядом с фигурой нашего мага можно увидеть стол, стилизированный п